Золото смеха, или Возвращённая серьёзность
27 сентября, 2012
АВТОР: Ирина Гурская
В рамках 25 Московской международной книжной выставки-ярмарки прошла презентация новой серии книг «Для тех, кому за десять». Из многочисленных произведений современной детской литературы издательство «Жук» (Живая Умная Книга) и журнал
Презентация не оставила равнодушными ни детей, ни взрослых. Обворожительные восточные царевны и феи, чьи образы «примерили» писательницы, критики и библиографы, весело рассказывали посетителям о представленных на выставке книгах. Писатели и издатели в венецианских масках посвящали в тонкости издательских замыслов и планов: они словно попирали суровость издательского дела древними смеховыми традициями, воплощёнными в карнавальных масках. Золотые искры перевоплощения превратили посетителей выставки в благодарных слушателей и участников викторин: чтение рассказов Юрием Нечипоренко и Ксенией Драгунской сменилось остроумными и весёлыми вопросами любимых детских игр. В награду дети и взрослые получали фрукты и книги с драгоценными рассказами, собранными в серии «Для тех, кому за десять». На столе стояло не дерево с тремя апельсинами, а целая волшебная корзина, полная апельсинов, яблок и бананов.
Разные сюжеты детства, взаимоотношений детей со взрослыми и взрослых с детьми, маленькие трагедии и большие откровения – в книгах серии всё сохраняет первоначальную яркость, сочность, уникальность. Такая неутраченная актуальность детства позволяет и взрослому читателю пристальнее вглядеться в себя, в тот период своей жизни, который поэт и философ Борис Поплавский в своих дневниках определял как время, «когда жизнь протекала ещё без свидетелей». А для читателя, которому за десять ещё не слишком, такая близость детства, открываемая взрослым именно для него, является поддержкой в утверждении своего «я». Серьёзность отношения к ребёнку, принятие его личности как равной становится важной чертой, сближающей книги этой серии.
Такая серьёзность, подлинная и парадоксальная одновременно, задаёт иную ось координат в обоюдном восприятии детей и взрослых. Вместо параллели «назидательность – ёрничество», доминирующих в «мире взрослых», возвращается на своё исконное место параллель «серьёзность – весёлость». Ребёнок, читающий рассказы их этих книг, ощущает многомерность взрослости, а взрослый может хохотать от души, не боясь за свою взрослость. Творческими задачами авторов остаются всё те же вечные задачи детской литературы: «сообщение детям полезных сведений и воспитание в них лучших человеческих качеств» — если воспользоваться словами Вольфганга Казака, с теплотой сказанными о творчестве Бориса Житкова. Только в данных произведениях авторы возвращаются к ребёнку, берут его за руку и идут вместе, вприпрыжку – и смеясь.
Каждая книга наполнена психологическим, географическим, этнографическим материалом, составляющим ткань самой жизни. Внимательному читателю преподносятся подзабытые сокровища из ушедшей-настоящей-вечной реальности, которая, оказывается, никуда не девалась. Книги удачно и своевременно контрастируют с засильем фетишей массовой культуры, неутомимо навязываемых детям. Многочисленные современные сказки, потерявшие мудрость, переставшие быть сказками, мультфильмы, превратившиеся в пустые страшилки, кажутся созданными кем-то, находящимся в изменённом состоянии сознания. Такое забвение реальности часто становится нормой для ребёнка, он не ощущает уважения к себе, начинает думать и чувствовать по шаблонам, теряет внутреннюю точку отсчёта. Книги серии «Для тех, кому за десять» станут для многих радостным открытием: то, что испытываем, чувствуем мы сами, и есть ценные, реальные, нужные переживания.
Удивительным жанром «высокой детской литературы» назвал писатель и переводчик Михаил Яснов произведения Сергея Георгиева. Богатая эмоциональная палитра, стилистическая чуткость и отточенность языка с очевидностью позволяют применить понятие «высокая детская литература» ко всем произведениям серии «Для тех, кому за десять». Недаром же эта серия (единственная из художественных книг для детей) вошла в тройку лучших серий 2012 года!
Серия не завершена, поэтому взрослому читателю ещё не раз предстоит радостно воскликнуть «Так ведь и я так думал!», а ребёнку открывать жизнь красочную, свежую, гораздо более объёмную, чем в 3D системах.